Gaggenau

Садовник
Вселенной.

Чарльз Дженкс меняет дизайн ландшафта,
чтобы заставить нас подумать о человеческом
«месте в Великой схеме вещей» и представить лучший мир.

Чарльз Дженкс в парке «Сад космического размышления» (Garden of Cosmic Speculation) в усадьбе Портрек.

С первого взгляда она похожа на любой другой дом в зажиточной окраине Парк-Холланд в Лондоне. Затем вы замечаете окна на верхнем этаже. Они похожи на глаза, широко открытые от удивления. Это подготовит вас к тому, что находится внутри. Этот дом построен в 1840 году и является «главным памятником постмодернизму», «апогеем символической архитектуры». Он оживает с помощью символизма, от вестибюля, представляющего собой «Космический овал», до задних окон, в которых по очереди можно усмотреть силуэты мужчины, женщины, собаки, солнца и луны. Эти идеи, объясняет его владелец Чарльз Дженкс, заимствованы из космоса: планеты, солнечная система, времена года.

Дженкс — архитектор, историк архитектуры, ландшафтный дизайнер и автор текстов по модернизму и постмодернизму, имеющих исключительное влияние, — занимается ни много ни мало «архитектурой Вселенной». Точнее говоря, он интересуется методом, которым был создан физический мир — весь физический мир от атомов и ДНК до планет, звезд и галактик. А также местом человечества в нем.

Дженкс отработал эту космологию в своем доме в усадьбе Портрек в Шотландии, в городе Дамфрис в парке «Сад космического размышления». Это уникальное место. Эта площадка размером 12 гектаров была основана в 1989 году. Она поднимает вопросы о фундаментальных законах природы. Взять, например, Каскад Вселенной. Эта анфилада ступенчатых водопадов, появляющаяся из террасы позади дома, прослеживает историю Вселенной за 15 миллиардов лет. Дальше изогнутый мост описывает хвост кометы. Выложенная стальными плитами площадь и квадраты газонов объясняют всепоглощающее притяжение черной дыры. Озера и элементы ландшафта иллюстрируют математические фракталы. Даже конек крыши теплицы, сделанный из металлических листов, содержит физические уравнения. Дженкс объясняет, что в этом кроется идея создания микрокосма Вселенной, познания природы на более глубоком и чувственном уровне. Это не заурядный ландшафт, который можно встретить каждый день.

Реакции посетителей разнятся от «странно» до «чудесно», как говорит Чарльз. «Но большинство из них понимает, что этот парк является частью долгой исторической традиции. Японские сады камней, персидские райские сады, английские и французские парки времен Ренессанса — все они сыграли свою роль в истории космоса, как он тогда понимался». Сегодня, говорит Дженкс, большинство европейских садов представляет собой гармоничное сочетание цветов и листвы, лишенное аллегории или метафоры. Но он считает, что все — архитектура, искусство, садоводство — должно быть ориентировано на содержание.

Сад ДНК, часть «Сада космического размышления».

«Каждый элемент должен что-то говорить, кроме того, чтобы быть приятным или просто чувственным. Он должен заставлять нас остановиться и подумать не только о "здесь и там", но и о нашем месте в Великой схеме вещей». Сады также являются формой автобиографии, добавляет он. «Они открывают самые счастливые моменты, трагедии, они много рассказывают о нас».

Может ли человек победить природу? «Никогда, — говорит Дженкс. — Но мы все в душе романтики, и с помощью садов мы можем представить лучший мир». В поместье Портрек работают два садовника на полную ставку и один частично занятый садовник. Дженкс также нанимает помощников на сезонной основе. Занимается ли он этим сам? «Конечно. Но никакой тяжелой работы, потому что после нее ты не можешь думать».

Изображение Crawick Multiverse, проекта, в котором ландшафтное искусство используется, чтобы преобразовать бывшую угольную шахту открытого типа.

Дженкс родился в 1939 году в Балтиморе и изучал архитектуру в Гарварде. Отказавшись от господствующих тогда взглядов Гропиуса, он пришел к выводу, что не меньшее является большим, а что больше — это другое. «Проблема с архитектурой была в упадке религии и потере интереса к общественным зданиям, которые могут расширить наши человеческие ценности, — говорит он. — Я называю это кризисом смысла. Он привел меня к интересу к космологии».

В 1965 году он переехал в Лондон, где преподавал в Архитектурной школе Архитектурной ассоциации и проектировал здания совместно с другими архитекторами. Именно в Архитектурной ассоциации он познакомился со своей покойной женой Мэгги Кесвик, экспертом по китайскому садовому искусству и геомантизму. Когда Кесвик попросила его спроектировать сад и дом для ее семьи в Шотландии, Дженкс переключился на ландшафтный дизайн. «Все началось с болота, которое было вырыто, чтобы создать место для купания наших двух детей, — говорит он. — Раскопанная земля предоставила возможность не только сформировать пейзаж усадьбы, но и изобрести новую грамматику ландшафтного дизайна».

Когда его жена заболела раком (она умерла в 1995 году), пара основала знаменитые «Центры Мэгги», которые предлагают бесплатную поддержку всем, кто страдает от рака. В память о жене Дженкс привлек некоторых из величайших мировых архитекторов и ландшафтных дизайнеров, в частности Фрэнка Гери, Заху Хадид и Рема Колхаса, для создания этих центров. Это практика, которая была продолжена в честь Мэгги.

Вид на Crawick Multiverse с севера на юг из Амфитеатра.

И Дженкс никогда не оставлял попыток понять Вселенную с помощью своих садов. Он также спроектировал газон перед Шотландским национальным музеем современного искусства в Эдинбурге, который представляет собой серию серповидных ступенчатых насыпей и бассейнов, вдохновленных теорией хаоса и, по его словам, «тем, как природа организует себя». Сейчас он занимается проектом Crawick Multiverse, который представляет собой крупный художественный проект по восстановлению и искусственному землеустройству в Дамфрисе-и-Галлоуэе, направленный на преобразование бывшей угольной шахты открытого типа с помощью ландшафтного дизайна. Этот текущий проект, финансируемый Герцогом Бакклю в частном порядке, начался в 2010 году и с тех пор фокусируется на годовой теме, посвященной космическим событиям. «В этом году мы представляем Ланиакею. Это гавайское слово, которое означает "необъятные небеса". Ланиакея — это сверхскопление галактик, которое является домом для Млечного Пути и еще более 100 000 других близлежащих галактик». Дженкс, человек, который посвятил свою жизнь и труд тайнам нашего существования, внезапно улыбается. «Я скажу вам, что меня забавляет, — говорит он. Мне недавно удалось доказать с помощью аргументов, что Бог — это женщина».

Автор: Жозефин Гревер

www.charlesjencks.com

«Центр Мэгги» в Данди, названный в честь покойной жены Чарльза Дженкса и спроектированный Фрэнком Гери, предлагает бесплатную поддержку всем, кто страдает от рака.

Дополнительные материалы: Дизайн и культура

  • Садовник
    Вселенной.

    Дополнительно
  • Путешествие является пунктом назначения.

    Подробнее
  • Макет для новой нордической кухни.

    Подробнее
  • Поэзия для стен.

    Больше
  • В ярком пламени.

    Еще
  • Искусство своими руками.

    Подробнее
  • Современное искусство
    на полу.

    Еще
  • Свет — это
    качество жизни.

    Еще
  • Дизайнер
    с аурой.

    Еще
  • Играющие
    со светом.

    Еще
  • Когда дизайн
    становится магией

    Еще
  • Сияет все
    что угодно.

    Еще
Назад 1 12 Вперед